Особенности чтения
При чтении два глаза человека движутся совсем не так, как считали раньше. Уже давно известно, что движение человеческих глаз при разглядывании протяженных изображений совсем не похоже на функционирование сканера. Вместо того чтобы систематически и последовательно, строчка за строчкой, деталь за деталью заполнять мысленную картинку ее элементами, человек совершает на первый взгляд хаотические движения глазами, каким-то не до конца понятным способом собирая итоговый образ подобно пазлу.
Более того, два глаза читателя почти в половине случаев фокусируются на разных буквах. Прежде учёные полагали, что при чтении глаза движутся синхронно, и потому ограничивались наблюдением за одним из них.
Среднее расстояние между точками фокусировки двух глаз – две буквы. Хотя бинокулярное зрение в любом случае поставляет мозгу два изображения, при рассматривании одного предмета достаточно совместить их центры, и лишь различия периферических участков дадут ощущение глубины. При разглядывании текста всё происходит по-другому: мозг «сплавляет» два существенно отличающихся изображения, центры которых не совпадают.
В своих экспериментах учёные из Саутгемптона использовали инфракрасный луч низкой интенсивности для отслеживания движения зрачков во время чтения. Всем участникам исследования авторы работы предлагали с расстояния метр прочесть страницу текста, набранного шрифтом 14 пунктов. Инфракрасный прибор вместо ровного и спокойного перемещения зрачков по тексту слева направо зафиксировал неровные и судорожные движения: то зрачки концентрировались на одном слове, то пробегались по всему предложению. Учёные назвали момент неподвижности зрачков «фиксацией». В 53% случаев глаза фиксировались на одной букве, а в 47% – на разных, и лишь после этой «комбинированной съемки» мозг получал сигнал о прочтении слова.
Но самое интересное: в восьми случаях из ста глаза смотрели наперекосяк: правый глаз разглядывал букву, расположенную слева от литеры, на которой был зафиксирован левый. Например, в слове «ухо», где в большинстве случаев левый глаз будет отвечать за «у», а правый – за «х», глаза иногда менялись местами, и левый читал «х», а правый – «у». Обнаружение психологических механизмов чтения очень важно для понимания связи распознавания текста с человеческой речью. Кроме того, благодаря полученным знаниям, учёные надеются разработать новые методы лечения нарушений речи и чтения.