Гипноз и творчество

Для чего нужно изучать так называемые «особые состояния» сознания и загадочные явления человеческой психики? Прежде всего, для того, чтобы, приблизиться к познанию процессов психики, а именно там скрывается тот несметный потенциал, личности.

В советское время особый интерес вызывали впечатляющие опыты врача-гипнолога В.Л. Райкова, цель которых – стимуляция творческой активности в гипнозе и внушении в гипнозе регрессии возраста. Начну с последнего.

В.Л. Райков внушал взрослым здоровым испытуемым, что им два дня от роду. Это было впечатляющее зрелище. У взрослых людей появлялось сходящееся и расходящееся косоглазие, присущее младенцам «плавание» глазных яблок, сосательный рефлекс, характерный «детский плач».

Эти демонстрации показывают уникальные возможности доступа к глубинным воспоминаниям и ресурсам в гипнозе, ведь, если испытываемый не акушер, то он ничего об этом периоде не знает и явно вспомнить не может. Впрочем, и формального знания было бы недостаточно для воспроизведения таких не подчиненных произвольному контролю явлений, как, например, некоординированные движения глаз.

В других опытах В.Л. Райков внушал испытуемым, что они стали «творческими личностями» в какой-либо области. Одним из участников внушалось, что он известные шахматисты начала 20-го века. В состоянии такого внушения, а затем в обычном состоянии эти люди играли с профессиональными шахматистами. По заключению последних, игра в состоянии гипноза была выше на два разряда.

Возникает гипотеза, что между внушением «творческой личности» и внушением младенческого состояния принципиальной разницы нет – ведь в отличие от игры актера поведение испытуемого «в образе» великого человека неизмеримо богаче, чем его формальное, копирование. К тому же, если, скажем, актер, играя роль творческой личности, копирует лишь какие-то внешние признаки образа, то загипнотизированный, оказавшись в роли конкретного знаменитого человека, действительно создавал какое-либо произведение – музыкальное, поэтическое, живописное, на которое в обычном состоянии никак не был способен.

«Вживание» в образ подтверждают тест на проверку творческой способности. Задания этого теста состоят в том, чтобы найти необычное применение обыкновенным предметам: утюгу, ножницам, ключу и т.д. Ответы поражали остроумием и неординарностью.

Записаться на бесплатную онлайн консультацию к Михаилу Копытову
Записаться
Прочитал и согласен с договором оферты

Интересно, что прямая инструкция воспроизвести отдельные феномены новорожденности («ваши глазные яблоки «плавают» и движутся в разных направлениях») не выполняется даже в самых глубоких стадиях гипноза. Внушения же типа «вам два дня!» приносит моментальный эффект. Если внушать человеку в состоянии гипноза «рисовать как можно лучше», полученный эффект будет скромный. Если же внушить испытуемому: «Вы – художник Репин!» – то созданные в состоянии гипноза произведения будут по меньшей мере вполне профессиональными (конечно при наличии хотя бы минимальных навыков рисования). Потенциальные возможности, заключенные в человеке, реализуются в этом случае лучше, полнее, как бы автоматически, без дополнительных инструкций.

Очевидно, что гипноз, а точнее, самогипноз играет большую роль в творческом процессе. Самогипноз и творчество – это одна единая цепь. В книге Д. Данина о Нильсе Боре приведены свидетельства очевидцев, что Н. Бор в процессе решения творческих задач производил впечатление загипнотизированного. В подобных состояниях прибывал и многие известные писатели, художники, музыканты.

Подобные опыты принесли и другие важные для науки и для повседневной житейской практики, результаты. После внушения образов великих художников или музыкантов испытуемые отмечали повышение творческой продуктивности; иные из них даже начинали писать стихи (уже без гипноза). Это свидетельствует о том, что гипноз такого типа раскрепощает и мобилизует творческое мышление. Об этом же свидетельствует увеличение после сеансов гипноза интереса к миру во всех его проявлениях, повышение работоспособности и подъем душевных сил.


Литература

  1. «Чудесная книга для...сна» / Копытов М.А., Сыроватко М.М. // журнал «Гармония жизни». 2006, №2.
  2. «Гипноз и образное мышление» / Ротенберг В.С. // «Психологический журнал». 1985, том 6, № 2.



Копытов Михаил Александрович — гипнолог,

руководитель Сибирского Центра Гипноза

Записаться на бесплатную онлайн консультацию
Записаться на бесплатную диагностическую онлайн консультацию к Михаилу Копытову
Записаться
Прочитал и согласен с договором оферты