Модель болезни и терапии в работах Р.Д. Тукаеава

 

I. Фундамент всех стен и барьеров нашей жизни лежит, прежде всего, в нашей голове…

На наших семинарах самой, не побоюсь этого выражения, центральной является тема стыковочного сценария. Ядром стыковочного сценария в подходе формального гипноза является понятие «модель болезни и терапии». Вот, что об этом пишет руководитель группы системных исследований психотерапии Московского НИИ психиатрии Росздрава Р.Д. Тукаев:

«Терапевтическая коммуникация в случае клинической гипнотерапии выходит за рамки узкого метода с гипнотизацией и гипнотерапией (как и любая другая методика. Социальная сторона жизни человека, включаясь в психотерапевтический процесс, в том числе и при гипнотерапии, должна играть существенную роль, влияя на результативность лечения» [1].

Раскрывая данное понятие, автор говорит о том, что «модель болезни» — совокупность наиболее обобщенных, усредненных знаний, представлений, мнений людей о заболеваниях, их типах, причинах, особенностях течения, исходах». А также подчеркивается неразрывная связь этой модели с «моделью терапии» — совокупностью обобщенных, усредненных знаний, суждений, мнений и представлений о методах лечения, их эффективности, механизмах».

Таким образом, Р.Д. Тукаев говорит о том, что «представления людей о причинах болезней и их лечении неслучайны и образуют сложно организованную систему, определяемую нами как «модель болезни и терапии», хранилищем которой является массовое сознание» [1].

Автор указывает, что «модель болезни и терапии» индивидуума — системное, иерархическое, многоуровневое образование, и ее можно представить как многослойную «сферическую» структуру, каждый слой-уровень которой соответствует определенному историческому этапу в ее развитии. Сама структура «модели болезни и терапии» в соответствии с исследованиями Р.Д. Тукаева представлена ниже.

II. Структура «модели болезни и терапии»

Сферическая, иерархическая «модель болезни и терапии» представлена тремя основными слоями-уровнями [2]:

1. Родоначальный, самый древний, «ядерный», слой-уровень «модели болезни и терапии» образован магической терапией, включающей в свою очередь три подуровня: наиболее «глубокий», древнейший подуровень терапии магическим перемещением в пространстве; следующий — мануальной (мануально-предметной) магической терапии; исторически позднейший, «внешний», подуровень вербально-символической, магической терапии.

2. Второй, «промежуточный», слой-уровень «модели болезни и терапии» сформирован традиционной терапией, выделяющей оппонентные «внешние» и «внутренние» методы терапии.

3. Третий, современный, «поверхностный» слой-уровень «модели болезни и терапии» включает консервативную терапию, радикальную терапию, терапию психическими средствами.

Блоки консервативной и радикальной терапии внешнего слоя-уровня генетически связаны со слоем-уровнем традиционной «внешней» и «внутренней» терапии, тогда как блок терапии психическими средствами — со слоем-уровнем магической терапии, что выявляется при регрессивной динамике «модели болезни и терапии».

Выявленное разделение методов терапии на «внешние» и «внутренние» имеет отношение к архаичным «моделям болезни и терапии». Данное обстоятельство побуждает к выявлению аналогичных классификаций терапевтических приемов в традиционных, архаических системах врачевания, сохранивших и систематизировавших положения современной периоду их становления «модели болезни и терапии» массового сознания. Наиболее разработанными традиционными системами врачевания являются китайская, тибетская и арабская. В данных системах, в русле идей связи Космоса и человека, действительно разработаны основополагающие представления о «внешних» и «внутренних» причинах болезней, о клинике и диагностике, основанных на «внешнем» и «внутреннем» лечении. В китайской классической медицине категории «внутреннего» и «внешнего» кодифицированы в концепции инь—ян (инь соответствует «внутреннему», а ян — «внешнему»), развиваются в концепции цикла взаимопревращений у-син, включены в диалектику «И цзин» («Книги перемен») и наиболее последовательно реализованы в теории и практике пульсовой диагностики и чжень-цзю-терапии.

В тибетской врачебной науке Жуд-ши система медицины представлена в виде девяти деревьев, растущих из трех корней . Из третьего корня растут четыре дерева, первое символизирует пищу и питье, второе — образ жизни, третье — лекарственные вещества («Ман»), принимаемые внутрь, четвертое символизирует наружные способы лечения, включая хирургию («Шад»).

Авиценна, отразивший в «Каноне врачебной науки» достижения арабо-персидской медицины конца первого тысячелетия, подразделял, ссылаясь на Галена, все заболевания на наружные и внутренние, выделяя три разновидности терапии: режим и питание; применение лекарства («внутреннее» лечение); действие рукой («внешнее» лечение).

III. Язык общения с пациентом…

Актуальная «модель болезни и терапии» массового сознания играет роль своеобразного «языка» общения пациента и врача. Психотерапевтическая методика может полностью соответствовать актуальной «модели болезни и терапии», соответствовать ей частично либо существенно от нее отличаться.

В первом случае содержание проводимой психотерапии понимается и принимается пациентом изначально и полностью.

Во втором и третьем случаях при содержательном расхождении проводимой психотерапии актуальной «модели болезни и терапии» возникает необходимость их стыковки. Поэтому практически все методы психотерапии в начале работы с пациентом включают предъявление стыковочного сценария, заполняющего существующие семантические, логические разрывы с «моделью болезни и терапии». Стыковочный сценарий с описанием целей, задач, нормативных ролей, процедур, ожидаемых результатов может быть предъявлен в структурированной форме перед началом терапии, либо прояснение сценария производится по ходу терапии, преимущественно в ее начале.

Материал подготовлен по главам книги: «Гипноз. Механизмы и методы клинической гипнотерапии». Тукаев Р.Д.; Год: 2006; Издательство: Медицинское информационное агентство.

С уважением,
Сибирский Центр Гипноза

Марченко Николай Владимирович,
психолог, тренер Сибирского Центра Гипноза

Литература

1. Тукаев Р.Д. Гипноз. – Мед. информ. агентство (МИА), 2006.

2. Тукаев Р.Д. Механизмы гипноза и гипнотерапии (Теоретический анализ и прак-тическое применение в психотерапии психогений и неврозоподобных состояний) Автореферат на соискание ученой степени докт. мед. наук. – 1999.