Гипноз и творчество

 

Для чего нужно изучать так называемые «особые состояния» сознания и загадочные явления человеческой психики? Прежде всего, для того, чтобы, приблизиться к познанию процессов психики, а именно там скрывается тот несметный потенциал, личности.

В советское время особый интерес вызывали впечатляющие опыты врача-гипнолога В.Л. Райкова, цель которых – стимуляция творческой активности в гипнозе и внушении в гипнозе регрессии возраста. Начну с последнего.

В.Л. Райков внушал взрослым здоровым испытуемым, что им два дня от роду. Это было впечатляющее зрелище. У взрослых людей появлялось сходящееся и расходящееся косоглазие, присущее младенцам «плавание» глазных яблок, сосательный рефлекс, характерный «детский плач».

Эти демонстрации показывают уникальные возможности доступа к глубинным воспоминаниям и ресурсам в гипнозе, ведь, если испытываемый не акушер, то он ничего об этом периоде не знает и явно вспомнить не может. Впрочем, и формального знания было бы недостаточно для воспроизведения таких не подчиненных произвольному контролю явлений, как, например, некоординированные движения глаз.

В других опытах В.Л. Райков внушал испытуемым, что они стали «творческими личностями» в какой-либо области. Одним из участников внушалось, что он известные шахматисты начала 20-го века. В состоянии такого внушения, а затем в обычном состоянии эти люди играли с профессиональными шахматистами. По заключению последних, игра в состоянии гипноза была выше на два разряда.

Возникает гипотеза, что между внушением «творческой личности» и внушением младенческого состояния принципиальной разницы нет – ведь в отличие от игры актера поведение испытуемого «в образе» великого человека неизмеримо богаче, чем его формальное, копирование. К тому же, если, скажем, актер, играя роль творческой личности, копирует лишь какие-то внешние признаки образа, то загипнотизированный, оказавшись в роли конкретного знаменитого человека, действительно создавал какое-либо произведение – музыкальное, поэтическое, живописное, на которое в обычном состоянии никак не был способен.

«Вживание» в образ подтверждают тест на проверку творческой способности. Задания этого теста состоят в том, чтобы найти необычное применение обыкновенным предметам: утюгу, ножницам, ключу и т.д. Ответы поражали остроумием и неординарностью.

Интересно, что прямая инструкция воспроизвести отдельные феномены новорожденности («ваши глазные яблоки «плавают» и движутся в разных направлениях») не выполняется даже в самых глубоких стадиях гипноза. Внушения же типа «вам два дня!» приносит моментальный эффект. Если внушать человеку в состоянии гипноза «рисовать как можно лучше», полученный эффект будет скромный. Если же внушить испытуемому: «Вы – художник Репин!» – то созданные в состоянии гипноза произведения будут по меньшей мере вполне профессиональными (конечно при наличии хотя бы минимальных навыков рисования). Потенциальные возможности, заключенные в человеке, реализуются в этом случае лучше, полнее, как бы автоматически, без дополнительных инструкций.

Очевидно, что гипноз, а точнее, самогипноз играет большую роль в творческом процессе. Самогипноз и творчество – это одна единая цепь. В книге Д. Данина о Нильсе Боре приведены свидетельства очевидцев, что Н. Бор в процессе решения творческих задач производил впечатление загипнотизированного. В подобных состояниях прибывал и многие известные писатели, художники, музыканты.

Подобные опыты принесли и другие важные для науки и для повседневной житейской практики, результаты. После внушения образов великих художников или музыкантов испытуемые отмечали повышение творческой продуктивности; иные из них даже начинали писать стихи (уже без гипноза). Это свидетельствует о том, что гипноз такого типа раскрепощает и мобилизует творческое мышление. Об этом же свидетельствует увеличение после сеансов гипноза интереса к миру во всех его проявлениях, повышение работоспособности и подъем душевных сил.

Литература

  1. «Чудесная книга для…сна» / Копытов М.А., Сыроватко М.М. // журнал «Гармония жизни». 2006, №2.
  2. «Гипноз и образное мышление» / Ротенберг В.С. // «Психологический журнал». 1985, том 6, № 2.

Копытов Михаил Александрович — гипнолог,
руководитель Сибирского Центра Гипноза

Похожие записи

Гипноз

Во время сеанса гипноза меняется активность мозга

Во время сеанса гипноза меняется активность мозга На рисунке ниже представлены результаты сканирования мозга методом функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) во время сеанса гипноза. Авторы обнаружили изменения в трех областях мозга, в которых происходят характерные изменения. Подробнее…

Гипноз

Что такое гипноз и гипнотерапия? Отвечает гипнотерапевт.

Что такое гипноз и гипнотерапия? Отвечает Тукаев Р.Д. психиатр, гипнотерапевт, профессор, доктор медицинских наук (фрагмент из интервью). Что такое гипноз? Существует разный взгляд на место гипноза в терапевтической практике. Одни рассматривают гипноз как процедуру, которая Подробнее…

Гипноз

Эриксоновский гипноз, подход Э.Л. Росси

 Часть I: Эриксосновская гипнотерапия от Э.Л. Росси Как и было нами анонсировано ранее, мы продолжаем цикл заметок, посвященных такому явлению в мире учений о гипнозе как Эриксоновская терапия. Прежде всего, это намерение проистекает из чисто Подробнее…